Штурмовик Су-25УБ
Самолет Су-25УБ представляет собой двухместную учебно-тренировочную версию одноместного бронированного дозвукового штурмовика Су-25. Он предназначен для обучения пилотов, однако, как и одноместный вариант, может выполнять задачи непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях.
Разработка самолета Су-25 была начата в середине 60-х гг., когда кардинально поменялись военные доктрины США и СССР - если ранее сверхдержавы планировали использовать ядерное оружие даже в тактических целях, то теперь перед войсками ставились задачи успешного ведения боевых действий и с помощью обычных вооружений.
По требованию военных в марте 1969 г. был организован конкурс проектов - в нем приняли участие четыре КБ. После победы в конкурсе КБ Сухого, общий вид штурмовика был утвержден в 1972 году, а первый полет совершил в 1975. Принятие Су-25 на вооружение произошло в 1981 году. Во время боевых действий в ДРА в в 1979-1989 гг. получил у летчиков ВВС СССР прозвище «Грач».
В это же время шла разработка учебно-боевой версии самолета. Всего произведено около 1300 самолетов Су-25 всех модификаций, которые производились на Тбилисском (завод №33, Тбилавиастрой) и Улан-Удэнском авиационном заводе.
Су-25УБ, как и Су-25, разработан по стандартной схеме высокоплана. Крыло имеет трапециевидную форму с небольшой стреловидностью, оснащено мощной и надежной механизацией, состоящей из закрылков, элеронов, предкрылков и тормозных щитков - это делает самолет очень маневренным.
Самолет имеет два двигателя, которые расположены в гондолах ниже крыльев, в месте соединения крыла и фюзеляжа. Воздухозаборники нерегулируемые с косым входом. Хвостовое оперение – однокилевое.
Самолет оборудован тормозным парашютом. Главным отличием Су-25УБ от Су-25 является кабина – двухместная вместо одноместной. Как и Су-25, Су-25УБ может оснащаться мощным комплексом вооружения — авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». За счет бронированной кабины из титана, надежных двигателей и рациональной системы бронирования самолет обладает уникальной боевой живучестью.
Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83-25