Учебно-тренировочный истребитель Миг-15УТИ

 

МиГ-15УТИ - советский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя МиГ-15. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов.

МиГ-15 создавался в чрезвычайно жесткие сроки. За 8 месяцев, к концу 1947 года коллективу КБ Микояна предстояло создать истребитель с высокими летными характеристиками.

МиГ-15 наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации. Было выпущено более 15 000 машин, которые поступили на вооружение ВВС и ПВО СССР, а также военно-воздушных сил еще 40 стран.

Первые МиГ-15 были приняты на вооружение в 1949 году в Советском Союзе, а последние сняты с вооружения ВВС Албании в 2006 году. Применялся МиГ-15 и в многочисленных менее значительных военных конфликтах по всему миру.

Первой модификацией самолета стал учебно-тренировочный истребитель УТИ МиГ-15 который на многие годы стал основным советским учебным самолётом, а также и стран-участниц Варшавского договора, Китайской Народной Республики и многих других стран.

Работы по созданию МиГ-15УТИ начались в ноябре 1948 г. Прототип самолета МиГ-15УТИ был построен на базе истребителя МиГ-15, от которого он отличался  в основном вооружением, двухместной кабиной, двойным управлением и прочими изменениями, связанными с его новым назначением.

Вторую кабину, для инструктора, установили за счёт уменьшения первого фюзеляжного топливного бака. Обе кабины оснащались полным набором приборов и катапультными креслами. Фонарь передней кабины откидывался вбок, а фонарь кабины инструктора сдвигался назад, при катапультировании обе части фонаря должны были сбрасываться. При этом катапультирование происходило в два этапа, сначала катапультировался инструктор, а затем обучаемый лётчик.

Для контроля выполнения учебно-тренировочных заданий по воздушной стрельбе на самолет установили фотокинопулемет. Первый вылет машины состоялся 27 июня 1949 года. По мере снятия с вооружения одноместные МиГ-15 переделывались в двухместные МиГ-15УТИ, которые в связи с отсутствием аналогичных серийных вариантов МиГ-17 и МиГ-19 стали самыми распространенными учебно-тренировочными самолетами.

МиГ-15УТИ в целом обладал всеми достоинствами базовой модели. Кроме того, новый самолёт удовлетворил требования военных к учебно-тренировочному истребителю и был рекомендован к принятию на вооружение и к запуску в серийное производство.

 

Источники:  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%93-15%D0%A3%D0%A2%D0%98

https://izi.travel/de/f5ca-uti-mig-15-uchebno-trenirovochnyy-istrebitel/ru