Противолодочный вертолет Ка-25

Ка-25 - первый советский противолодочный вертолет, а также первый отечественный боевой вертолет, изначально проектировавшийся под боевое применение. Он представляет собой двухдвигательный вертолёт с соосным расположением несущих винтов и развитым вертикальным оперением. Разработан КБ им. Камова под руководством главного конструктора Н.И. Камова.

Техническое задание на разработку двухдвигательного корабельного поисково-ударного вертолета, который должен был размещаться в ангарах небольших противолодочных кораблей или базироваться группами на больших авианесущих кораблях, КБ Камова получило в 1958 году. Проект вертолета был готов уже в 1960 году, а первый испытательный полет новый вертолет осуществил 21 мая 1961 года. В серийное производство вертолет был запущен в 1965 на заводе №99 (будущем Улан-Удэнском авиационном заводе).

2 декабря 1971 года противолодочный вертолет Ка-25 был официально принят на вооружение авиации ВМФ в базовом противолодочном варианте Ка-25ПЛ (предназначенном для поиска и уничтожения атомных подводных лодок противника на удалении около 200 км от корабля базирования), а также в варианте вертолета целеуказания Ка-25Ц (для корректировки загоризонтного прицеливания корабельных ракет большого радиуса действия). Кроме того, вертолеты Камова в поисково-спасательном варианте Ка-25ПС  выполняли задачи по поиску и спасению экипажей, терпящих бедствие в море, а также для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске.

Всего было построено около 460 вертолетов Ка-25 в различных модификациях. К настоящему моменту Ка-25 снят с вооружения, однако на замену ему пришли разработанные на его базе вертолеты Ка-27, Ка-28 и Ка-32.  За время своего применения Ка-25 зарекомендовал себя в качестве надежной и неприхотливой машины, доказательством чего служит его длительная напряженная эксплуатация в многочисленных морских и океанских походах на кораблях различного назначения при групповом и одиночном базировании, в том числе на противолодочных крейсерах, "Москва" и "Ленинград". Вертолеты Ка-25 принимали участие в разминировании Суэцкого канала  - было задействовано двенадцать Ка-25БТ, выполнено 188 боевых вылетов с налетом 339 часов.

Ка-25 обеспечивали навигацию в северных широтах, базируясь на атомном ледоколе "Сибирь". Разведка ледовой обстановки и проводка кораблей производились, как правило, в сложных погодных условиях при ограниченной видимости. Справиться с такой непростой задачей способны был в то время только Ка-25, оснащенные специальным бортовым оборудованием, включающим РЛС кругового обзора.

Вертолеты экспортировались в Индию, Сирию и Югославию.

 

 

Источники: http://www.airwar.ru/enc/sh/ka25.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0-25

https://victorymuseum.ru/partnership/patronazh/korabelnyy-protivolodochnyy-vertolet-ka-25-sssr/?ELEMENT_CODE=korabelnyy-protivolodochnyy-vertolet-ka-25-sssr&%3Fbxrand=1575532153320&PAGEN_2=2